Один из трендов этого года в HR-сфере – это переход HR-менеджеров к работе на условиях фриланса. При этом, работая в компании, HR не всегда может критично оценить рынок подрядчиков. Часто внутренний специалист видит довольных, счастливых коллег, и его соблазн выйти на рынок услуг растет. В 2018 армия фрилансеров, покинувших «инхаусный HR», уже делит рынок заново. Аутсорсинговые агентства становятся менее гибкими, бюрократичными, а новички предлагают организациям и предпринимателям другие условия сотрудничества. Возможности рынка понятны. Но что же мотивирует HR уходить на фриланс?

Почему HR-ы уходят «на свои хлеба»?

Профессия HR достигла зрелости и вывела на рынок опытных управленцев в этой сфере. Первая причина, по которой уходят из компаний и организовывают свой бизнес HR-профессионалы – амбиции и миссия. Возникают новые агентства, обучающие центры, консалтинговые компании. Этим специалистам мало места даже в самых крупных организациях. Опытные, зрелые HR-ы видят потребности рынка и общества, и им есть что предложить.

Вторая причина вытекает из предыдущей. Локальный менеджмент не всегда дает  HR-ам возможность использовать все знания и умения. Иногда ручное управление лидера компании приводит к разочарованию в собственной профессии и возможностях. В свою очередь, международные компании дробят функции, спускают глобальные политики, и тогда тоже не всегда есть условия, чтобы реализовываться.

Третья причина – желание быть свободными. Это некий тренд. Свободными от непопулярных управленческих решений, графиков, офиса, рамок работы в одной организации. Свободными не делать того, что не хочется.

Какие направления выбирают?

Сфера управления персоналом включает множество кросс-проектов и специалистов. На рынке фриланса можно встретить привычный всем аутсорсинг по подбору под новым ником: «независимый рекрутер». Более экзотичная услуга – HR-партнер вне штата организации. Новички сферы – HR-маркетолог, Happiness Manager. В консультировании последние пару лет возникли всевозможные вариации на тему карьеры: карьерный консалтинг, карьерный коучинг, профориентирование. Многие специалисты активно совмещают консультирование и работу в офисе.

Отдельная специализация – обучение онлайн. Интернет-площадки позволяют HR без лишних затрат привлекать аудиторию и обучать от десятков до сотен человек.

Более нестандартные переходы в новую специализацию – кризис-менеджмент и построение бизнес-процессов. Для этого требуется дополнительное обучение. Но эта ниша еще не так заполнена, как коучинговая практика, например.

Какие сложности и риски ожидают?

Конкуренция не позволяет спать спокойно. Работая в компании, HR привыкает к авторитету и логике взаимодействия.  На рынке аутсорсинга эти алгоритмы не работают. Те, кто умеют взаимодействовать с клиентами, активны, занимают определенную нишу, могут рассчитывать на выигрышное положение. Продажи и позиционирование играют немаловажную роль в выстраивании собственного бренда. Без навыков коммуникации с клиентами, SMM на рынке современного фриланса нет возможности реализоваться.

Корпоративные клиенты не всегда готовы сотрудничать с фрилансерами на постоянной основе. На первых порах можно получать отказы и работать «не со своими» клиентами. А иногда жизнь сталкивает с недобросовестными клиентами. Можно получить «спасибо» за работу вместо оплаты. Только подтвердив экспертизу и вновь выстроив свой авторитет, можно рассчитывать на свободу выбора.

«Теплое» место внутри компании порой сложно променять на неизвестность и постоянную работу над получением задач. Поэтому не всем удается держать удар. Не знаю статистику, но есть примеры возвращения на  инхаус-позиции. Свобода не для всех. Особенно когда вместе с ней мир предлагает борьбу за клиента, отсутствие отпуска, больничного и постоянной зарплаты.

Чему важно учиться?

Очень важно учиться техникам продаж и переговоров. Продавать и оценивать свою работу – первая сложность, с которой сталкиваются новички на фрилансе.

Расчет затрат и себестоимости работ тоже крайне важен. Понять, что приносит тебе твое дело, кроме посиделок в кафе и коворкингах, непросто. А еще сложнее обеспечить постоянный денежный поток. В этом могут помочь программы для учета денежных средств. Когда понимаешь, сколько нужно найти клиентов/реализовать проектов, начинаешь действовать более целенаправленно и эффективно.

Важно выбирать «своих» клиентов. Тех, кто работает с вами на обоюдно выгодных условиях. Или же тех, кто сможет выгодно вас рекомендовать.

Оценивать свои силы и четко презентовать свое направление работы – отказаться от «экспертного шпагата». Познавать тонкости SMM, учиться искусству презентации. Нынешняя доверительная экономика во многом опирается на коммуникацию, рекомендации, отзывы.

И главное: важно понять, кто ты, зачем тебе это и чего ты хочешь. Если не пугают перечисленные риски и есть желание работать над собой ежедневно, вас не остановить. Будущее за фрилансом и аутсорс-командами. Есть ли там место для вас – решаете только вы.

Ирина Муродшоева, HR-консультант, карьерный коуч